Особенности развития речи у детей младшего возраста

Особенности развития речи у детей младшего возраста

Когда в семье растут дети, родителям очень важно учитывать особенности развития речи у них. Как развивать устную речь и чего нельзя допускать в совместных занятиях с ребенком?

В дошкольном возрасте ребенок в основном стремится к совместному обсуждению предметов, явлений, окружающих его, взаимоотношений между людьми. А поскольку речь напрямую связана с мышлением, развитие речи дает ему возможность выйти за границы переживаемой ситуации. Обогащаются и расширяются контакты с другими ребятишками младшего и старшего возраста, а также сверстниками, общение с которыми так важно для успеха в совместной работе, интеллектуального и эмоционального развития ребенка, чтобы удовлетворить важные социальные нужды. Во взаимодействии с детьми и взрослыми к концу дошкольного периода речь становится основным средством коммуникации, а развитие речи является ответственным этапом в развитии ребенка.

Сегодня нет ни одного класса, где бы не учился школьник с серьезным дефектом речи, который не произносит отдельные звуки. Причин этому огромное количество: неправильное произношение слов членами семьи, недостаточная подвижность мышц артикулярного аппарата и прочее. А поскольку особенностью развития речи является правильное произношение ребенком звуков, то преподаватель, выявив у детей дефекты речи, должен направить их к логопеду. Оттягивать это не стоит, так как неправильное произношение усложнит малышу овладение грамотой.

Однако специалисты в сфере развития речи ребенка дошкольного возраста работают не только над тем, чтобы устранить речевые дефекты, а чтобы повысить культуру речи у детей, ее выразительность, интонации, ритм, темп.

Педагоги весьма удачно применяют чтение по ролям, пословицы, скороговорки, потешки, слушание стихов, сказок и драматизацию текста. Новыми направлениями в сфере развития речи у дошкольника также можно считать включение в методы развития речи занятий с песочной терапией. Однако ничто не заменит выразительной и богатой речи самого преподавателя, так как она является своего рода эталоном для детей.

Когда можно учить ребенка грамоте?

По мнению многих экспертов, дети пяти лет более восприимчивы к звуковой речи, а шести лет – к чтению. Это следует учитывать и родителям и педагогам во время занятий с детьми.

Хорошим примером развития речи ребенка из жизни одной мамочки, которая своего сына шести лет каждый вечер просит рассказать ей обо всем, что произошло с ним за день, включая мелочи. И ребенок каждый день дает своей матери полный отчет: где был, с кем и о чем разговаривал, что сумел увидеть, идя домой и так далее. Такой подход дает существенные результаты. Как отмечают многие, ребенок общителен и смышлен не по годам. А его повествования насыщены множеством слов, в них много трудных предложений и вводных конструкций.

Если вы в состоянии стать своему ребенку внимательным слушателем, а ведь это очень просто, то в скором времени вы заметите, как ваш ребенок много, а самое главное весьма охотно рассказывает вам об услышанном и увиденном. В развитии речи ребенка в условиях дома нет ничего сложного. Его мозг имеет отличную способность впитывать любые сведения, и ребенок с живостью запоминает то, что ему интересно.

К методам развития речи можно отнести совместные дела дома или за его пределами: в лесу, на даче, в саду или на детской площадке. Каждое свое действие нужно объяснять малышу, говорить свои мысли вслух. Поверьте, ничто так не эффективно в развитии речи, как обыкновенное общение. По мере того как будет обогащаться опыт ребенка и развиваются новые способности, будет происходить развитие способности правильно говорить.

Особенностью развития речи является чтение ребенку стихи, сказки, маленькие рассказы о растениях, животных, о таких же, как и он сам, мальчиках и девочках. Детям очень нравится, когда им читают взрослые. Они готовы опять и опять слушать один и тот же рассказ, вникая во все детали и подробности, запоминая их.

А если вы начнете малышу пересказывать знакомое немного неторопливо и с небольшими остановками, то он начнет вставлять упущенное и дополнять рассказ. Для развития у ребенка речи можно применить такое задании – предложите ему придумывать конец недочитанной истории, чтение которой было прервано вами на самом интересном месте.

Если же несколько звуков или какой-то один ребенку даются с трудом, не следует его поправлять, акцентировать на ошибке внимание, заставлять много раз повторять разнообразные слова. Именно в этом ошибается большинство родителей. Важно, когда ребенок рядом, произносить самим слова правильно, и тогда он будет копировать речь взрослых, и как правило, сам справится со своим недостатком. Тем не менее, если до окончания дошкольного периода не удастся устранить дефект, то необходимо обратиться за помощью к логопеду.


2015-02-09

Возврат к списку

Тебе есть, что сказать?

Хочешь поделиться своим опытом?

Или знаешь ту, что может вдохновить других?

Отправляй свою заявку и мы свяжемся с тобой в ближайшее время!
Заполнить форму
Последнее интервью: